ГЛАВА ТРЕТЬЯ БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ
КРИЗИС (1875—1877 гг.)
Соотношение классовых
и национальных сил было на Балканах таково, что славянские народы не имели
практической воз-тельного движения можности свергнуть турецкое иго своими
средствами. Мешало взаимное соперничество монархий — сербской, черногорской,
греческой и румынской. Не случайно обе последние оставили Сербию без помощи в
ее войне против Турции. Не меньше препятствовала освободительному движению
ослаблявшая его борьба различных церквей, а также происки Австро-Венгрии
и-Англии. Все это позволяло туркам топить в крови славянские восстания.
Национально-освободительному движению балканских славян приходилось обращаться
к помощи извне. Народ понимал это. Вот что писали, например, болгарские женщины
города Тырнова в обращении к русским женщинам: «Знайте, сестры, что наше
положение становится со дня на день опаснее, и если не придет на помощь
великодушный русский народ, мы скоро будем все истреблены... Просим вас
выразить нашу искренность и преданность русскому народу, на который мы смотрим,
как на единственного нашего освободителя; уверьте его с нашей стороны, что мы
готовы принести и остальных сынов наших в жертву на поле битвы, если только
русские батальоны явятся у пределов Болгарии».
Исторически сложилось
так, что национальное освобождение славянских народов Османской империи
совершалось не посредством народной революции, хотя она повсюду нарастала, а в
результате поражения султанской Турции во внешних войнах. Боено-герцеговииские
повстанцы искали помощи у славян Австро-Венгрии и в России, деятели болгарского
освободительного движения — главным образом у последней. Южнославянское
освободительное движение развивало собственную дипломатическую деятельность,
нередко путая карты турецкой дипломатии. В Болгарии носителем этой деятельности
было Болгарское центральное благотворительное общество — эмигрантская
организация в Бухаресте, ставшая во главе национально-освободительного
движения. После поражения, понесенного болгарами в мае 1876 г., Общество решило организовать новое восстание. В связи с этим оно вступило
в сношения со славянскими странами. 1 октября 1876 г. Общество обратилось к министру иностранных дел Сербии Ристичу с просьбой оказать помощь в
организации болгарских формирований на территории Сербии. Тремя днями позже оно
адресовало аналогичную просьбу Одесскому славянскому благотворительному
обществу. Два деятеля Общества были направлены в Петербург, чтобы договориться
о помощи со стороны русского правительства. Помимо материальной, болгары
просили и о дипломатической поддержке: через посредство России они хотели
добиться от Румынии разрешения на создание болгарских отрядов на румынской
территории.
В то же время
предпринимались попытки повлиять на позицию великих держав в болгарском
вопросе. Летом 1876 г. делегация, состоявшая из двух буржуазных литераторов, Д.
Цанкова и М. Балабанова, с согласия болгарских церковных властей и эмигрантской
буржуазии посетила столицы всех европейских великих держав, стараясь вызвать
сочувствие к Болгарии и добиться поддержки ее интересов на европейской
конференции. Особенно сердечный прием делегация встретила в России. Она была
принята царем, Горчаковым и Милютиным.
Болгарское
национально-освободительное движение заботилось о том, чтобы заявить свои
требования на международной арене. Турецким обещаниям ввести реформы и уравнять
христиан в правах с мусульманами болгары не доверяли, наученные горьким опытом.
Их основным требованием являлась полная политическая автономия.
«Болгарский народ, — писали болгарские эмигранты в обращении к царю 12 ноября
1876 г.,— не будет доволен никакими другими правами, кроме полной политической
автономии...». Для обсуждения политической программы
национально-освободительного движения Болгарское центральное
благотворительное общество созвало в Бухаресте Болгарский народный собор. Он
заседал с 30 ноября по 4 декабря 1876 г. По вопросу о будущем устройстве собор
единодушно высказался за создание конфедерации всех славянских и других
христианских народностей Европейской Турции. Такая конфедерация представляла бы
собой державу, способную защитить себя. Однако в политическую программу
требование конфедерации по тактическим соображениям решено было не
включать.
|