История дипломатии
О книге

История дипломатии. Том II. Автор тома В.М. Хвостов. Под редакцией А.А.Громыко, И.Н.Земскова, В.А.Зорина, В.С.Семенова, С.Д.Сказкина, В.М.Хвостова. Москва Государственное издательство политической литературы 1963

 
Дипломатия в новое время 1871-1914

ГЛАВА ТРЕТЬЯ     БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КРИЗИС (1875—1877 гг.)

В рядах русской дипломатии типичным представителем консерваторов-реакционеров был бывший начальник «Третьего отделения» посол в Лондоне граф Петр Шувалов. Славянофилы же считали своей опорой посла в Константинополе графа Игнатьева. Он щеголял «славянскими симпатиями», но его действительная политическая линия была далека от подлинно славянофильской: Игнатьев стремился решить ближневосточные проблемы, включая вопрос о бооно-герцеговинском восстании, посредством сепаратного русско-турецкого соглашения. Ему мыслился русско-турецкий союз, наподобие Ункиар-Искелесского договора, как основа русского влияния в Турции и на Балканах. Именно не без воздействия Игнатьева султан издал ирадэ от 2 октября и фирман от 12 декабря 1875 г., в которых возвещал реформы, включая уравнение христиан в правах с мусульманами, снижение податей и т. п., что должно было успокоить повстанцев без помощи великих держав. Эта политика также не увенчалась успехом, как и посреднические попытки консулов: повстанцы не доверяли обещаниям турецкого правительства.

Царь Александр II и Горчаков, его министр иностранных дел, разделяли страх перед войной и ее возможными последствиями. Но оба они лавировали между славянофилами и их противниками, не говоря уже о необходимости считаться с финансовыми возможностями. Фактическая политика царского правительства являлась результатом действия этих противоречивых сил.

Горчакову казалось, что можно что-то сделать для славян, а вместе с тем и для повышения престия;а России без риска войны, если действовать заодно с Австро-Венгрией.

Андраши тоже, хотя и скрепя сердце, считал необходимым кое-что все же предпринять в пользу славян в рамках «союза трех императоров», дабы предупредить вмешательство Сербии и единоличные действия России. Но если Горчаков стремился расширить размеры уступок со стороны Турции, то Андраши намерен был ограничиться самыми минимальными мероприятиями. В конце концов он добился от Горчакова значительного сужения первоначальной русской программы. Покровительство христианам свелось к плану административных реформ, осуществления которых дерятвы должны были потребовать у султана. Такое сокращение требований никак не способствовало популярности Горчакова в славянофильских кругах.

30 декабря 1875 г. Андраши вручил правительствам всех держав, подписавшим Парижский трактат 1856 г., ноту, излагавшую проект реформ в Боснии и Герцеговине. В этом документе содержалось приглашение к совместным действиям с целью добиться принятия этой программы как Портой, так и повстанцами.

Все державы изъявили свое согласие с предложениями Аидраши. Однако, соглашаясь с его программой, Россия вкладывала в нее свой собственный смысл. Андраши в требовании реформ усматривал путь к восстановлению власти султана; напротив, Горчаков видел в реформах шаг к будущей автономии, а затем и к независимости восставших областей.

31 января 1876 г. проект Андраши был передан Порте послами всех держав, подписавших Парижский трактат.

Турция приняла «совет» держав и дала свое согласие на введение реформ, предложенных послами. Но вожди повстанцев, почуяв враждебный им характер австро-венгерского проекта, решительно его отвергли.