История дипломатии
О книге

История дипломатии. Том II. Автор тома В.М. Хвостов. Под редакцией А.А.Громыко, И.Н.Земскова, В.А.Зорина, В.С.Семенова, С.Д.Сказкина, В.М.Хвостова. Москва Государственное издательство политической литературы 1963

 
Дипломатия в новое время 1871-1914

ГЛАВА ВТОРАЯ     АНГЛО-РУССКАЯ БОРЬБА НА СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ В 70-Х ГОДАХ XIX в.

Многие стороны дела с выдачей концессии Рейтеру остаются темными. Русские дипломаты располагали сведениями, что англичане выплатили Хуссейн-хану 60 тыс. туманов, а Муксину — 30 тыс. Два других сановника получили взятки более скромного   размера — по   4   тыс.   туманов.   Крупную   роль сыграла поддержка со стороны английского правительства и его миссии в Тегеране. Поддержка оказывалась, должно быть, очень энергично, но в весьма секретном порядке. Официально английское  правительство  заявило, что   оно  предоставляет   Рейтеру только «моральную» помощь. Оно, впрочем, все же публично одобрило концессию, заявив, что «с удовлетворением рассматривает усилия правительства шаха, направленные на приумножение богатств Персии». Так была охарактеризована концессия,  имевшая целью  расхищение  персидского  национального достояния и переход его в руки английских капиталистов.

Во всяком случае, Рейтеру удалось вырвать у шаха договор, беспримерный в истории колониальной политики и дипломатии всех капиталистических стран, вместе взятых. Содержание этого поразительного концессионного контракта в основных чертах сводится к нижеследующему.

Персидское правительство предоставляло Рейтеру основать в Лондоне компанию или несколько компаний для осуществления на территории Персии «общественно-полезных работ, являющихся целью данной концессии». В чем же должны были заключаться эти «общественно-полезные» предприятия?

Прежде всего Рейтеру, или, точнее, созданной им компании, предоставлялось па 70 лет «исключительное» право на сооружение железной дороги от Каспийского моря до Персидского залива, а также таких веток от этой магистрали, какие сам концессионер сочтет необходимыми, включая соединение с железными дорогами других стран «в сторону Европы или Индии». Это згсловие концессионного контракта практически предоставляло Рейтеру почти что монополию на железнодорожное строительство в Персии. Рейтер получал «исключительную привилегию», т. е. полную монополию на строительство трамвайных линий.

Персидское правительство обязывалось безвозмездно предоставлять концессионеру земельные участки, необходимые для железных дорог и связанных с ними сооружений. Оно обязывалось помочь концессионеру в приобретении частновладельческих земель, пользуясь в случае необходимости правом принудительной экспроприации. Обеспечивался и ряд льгот в получении нужных для концессионера строительных и иных материалов. Он освобождался от налогов, получал разрешение на беспошлинный ввоз оборудования и т. д.

Но концессия не исчерпывалась предоставлением привилегий на строительство путей сообщения. Рейтеру и его возможным компаньонам на тот же 70-летиий срок давалось «полное и исключительное» право эксплуатировать на всей территории персидского государства каменноугольные шахты, железорудные, медные, свинцовые, нефтяные разработки и даже «все прочие шахты по их (концессионеров) усмотрению».

Персидское правительство должно было получать ежегодно 20% чистого дохода от железных дорог концессионера и 15% от его шахт и рудников.

Но и это не все. Концессионеру предоставлялось «исключительное право» на осуществление, опять же на всей территории Персии, оросительных работ, включая «изменение течения рек», устройство плотин, колодцев, каналов и водоемов. Концессионер получал право свободно распоряжаться всеми землями, которые станут пригодными для земледелия благодаря подведенной им воде.