ГЛАВА ВТОРАЯ АНГЛО-РУССКАЯ
БОРЬБА НА СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ В 70-Х ГОДАХ XIX в.
Шах был «потрясен».
Горчаков, очевидно, сумел его сильно напугать. Во всяком случае царский министр
добился обещания Наср Эд-Дина расторгнуть договор с Рейтером.
Шах и сделал это,
воспользовавшись тем, что Рейтер не сумел развернуть работы по строительству
железной дороги в установленный контрактом 15-месячный срок. Рейтер
смог провести только чисто показные работы — соорудить земляную насыпь
протяженностью всего около двух километров. На организованную Рейтером церемонию
открытия работ ни шах, ни представители персидских властей демонстративно не
прибыли. 23 октября 1873 г. мирза Хуссейн-хан по приказу шаха известил Рейтера
по телеграфу о расторжении концессии. 28 октября о ликвидации весьма
непопулярного договора народу было объявлено в газете «Иран». Шах сообщил
русскому посланнику, что он отказался перенести срок начала работ. «Рейтер не
выполнил обещания, — заявил шах, — я аннулирую контракт и прошу телеграфировать
князю Горчакову, что я выполнил свое обещание и надеюсь, что он со своей
стороны будет содействовать поддержанию дружбы и хороших отношений между
Россией и Персией».
Рейтер опротестовал
расторжение концессионного договора и потребовал уплаты компенсации, опираясь
на поддержку английской миссии в Тегеране.
Провалу рейтеровской
концессии не мало содействовали затруднения, которые встретил Рейтер в
финансировании задуманных предприятий. Его попытки получить необходимый капитал
оказались безуспешными. Промышленный подъем и грюндерская горячка, охватившие всю
Европу в начале 70-х годов, подошли к концу. В Германии и Австро-Венгрии в 1873 г. разразился жесточайший экономический кризис; в Англии чувствовалось его приближение.
Русское правительство,
сорвав концессию Рейтера, попыталось взять строительство железных дорог в
Персии в свои руки. 1 января 1874 г. (20 декабря 1873 г.) под председательством Горчакова состоялось Особое совещание для обсуждения этого вопроса.
Было признано «весьма желательным и полезным во всех отношениях» провести
железную дорогу от Тифлиса к Тавризу. Совещание предполагало, что персидское
правительство гарантирует 6—7% годовых на действительную стоимость отрезка
дороги, пролегающего по персидской территории, а русское правительство
приобретет выпущенные облигации, т. е. обеспечит потребный капитал.
Обеспечением гарантии послужили бы сборы персидской таможни на реке Араке,
«которая может быть слита с нашею и образовать международные таможенные
учреждения на границе». Дело повели под видом частного предприятия во
главе с отставным военным инженером генералом Фалькенгагеном. Русскому
посланнику поручалось поддержать его ходатайство перед шахом и подчеркнуть
разницу с концессией Рейтера: «...не имея широких размеров последней, оно
(предприятие Фалькенгагена. — В. X.) тем не менее направлено к развитию промышленности и
торговли Персии; оно не захватывает, подобно предприятию Рейтера, монополии
всех отраслей промышленности и торговли страны и не вторгается в область
правительственных учреждений».
Если бы этот проект был
осуществлен, то было бы упрочено преобладание русской торговли в Северном
Иране. Усилились бы и стратегические позиции России.
|